Облачный гейминг или потоковая передача игр — это технология, которая позволяет запускать игры на удаленных серверах. Основная идея в том, что пользователи могут наслаждаться самыми современными играми на самых разных устройствах: ПК, консоли, смартфоны. Главное иметь хорошее интернет-соединение и подписку на соответствующий сервис. В этой статье мы разберемся что это такое, как работает, осмыслим плюсы и минусы технологии и предположим, что ждет ее в будущем.
История облачного гейминга
Облачный гейминг зародился в конце нулевых, однако поначалу не мог конкурировать с играми на компьютерах и консолях. В те времена цифровые технологии были еще не настолько развиты, что приводило к техническим неполадкам и сбоям, которые мешали полноценному использованию этой концепции. Ситуация начала меняться с увеличением скорости интернета за последние несколько лет, что дало облачному геймингу новую жизнь и позволило ему приблизиться к целям, для которых он изначально был разработан.
Пионером в этой области стал сервис OnLive, запущенный в 2010 году. На тот момент технологии не могли обеспечить достаточную стабильность и производительность, что привело к проблемам в работе сервиса и его быстрому закрытию. Тем не менее, OnLive заложил основу для дальнейших разработок в этой сфере. Важным этапом в развитии облачного гейминга стало приобретение бренда Gaikai компанией Sony в 2012 году. Этот шаг позволил Sony запустить сервис PlayStation Now спустя пару лет, что стало первым значительным успехом крупной консольной компании в этой сфере. Этот успех привлек внимание и других крупных игроков на рынке.
Сейчас такие гиганты, как Microsoft, Amazon и Sony, активно развивают свои облачные игровые сервисы, что кардинально изменило рынок и привлекло внимание большого количества пользователей. В результате, облачный гейминг стал более доступным и привлекательным для широкой аудитории. По данным аналитической компании Newzoo, к концу 2021 года около 24 миллионов человек пользовались такими сервисами. В том же году выручка этих сервисов составила 1,6 миллиарда долларов. По прогнозам, к 2024 году данный показатель превысит 6,5 миллиарда долларов, что составит около 3% всего глобального игрового рынка, включая и Россию.
Принцип работы облачного гейминга
Для игры в облаке пользователю не важно, где он находится и какое устройство использует. Игра запускается на удаленном сервере, а пользователю отправляется только изображение игрового процесса. В этом плане облачный гейминг похож на стриминговые сервисы типа Netflix. Однако, в отличие от просмотра фильмов или сериалов, в облачных играх пользователи могут активно управлять персонажами и взаимодействовать с игровым окружением. Доступ к играм можно получить через браузер на ПК или специальное приложение на мобильном устройстве. Пользователь выбирает игру из этой библиотеки, после чего сервер запускает ее на своем оборудовании.
Когда игрок нажимает кнопки на своем устройстве, эти команды передаются через интернет на сервер. Сервер обрабатывает команды и вносит соответствующие изменения в игре, а обновленное изображение мгновенно отправляется обратно пользователю. Таким образом, взаимодействие игрока с игрой происходит практически в реальном времени.
Для обеспечения высокой производительности и возможности запуска игр на самых высоких настройках графики, серверы оснащены производительными видеокартами, такими как Nvidia RTX 3080 и выше.
Требования к оборудованию и скорости интернета
Для комфортного использования облачных игровых сервисов требуется высокая скорость интернета. В среднем, для комфортной игры на облачном сервисе нужно минимум 25 Мбит/с, однако для оптимальной игры рекомендуется скорость от 50 до 100 Мбит/с. Это обязательное условие, так как низкая скорость интернета может привести к задержкам и ухудшению качества картинки.
Рекомендуется использовать проводной интернет, так как он обеспечивает более надежное соединение по сравнению с беспроводными сетями. Если же используется Wi-Fi, то предпочтение стоит отдавать частоте 5 ГГц, которая обеспечивает более высокую скорость передачи сигнала. Следует также учитывать, что наличие других устройств в сети может негативно сказаться на скорости интернета.
Хотя основная вычислительная нагрузка в облачном гейминге ложится на серверы, которые обрабатывают игру, ваше устройство все же должно соответствовать некоторым требованиям. Требования к операционной системе, объему оперативной памяти и видеокарте обычно невысоки. Однако устройство должно быть достаточно мощным, чтобы справляться с декодированием видеопотока и передачей команд на сервер.
Преимущества облачного гейминга
Самым привлекательным является то, что вам не нужно покупать мощный игровой ПК, который потянет в желаемую игру. Достаточно выбрать подходящий сервис. Так многие игроки могут получать доступ к любым играм, причем с хорошим FPS и картинкой, без необходимости тратиться на дорогостоящее железо или обновлять видеокарту. Ценник, как правило, может зависеть от того, на каком удаленном устройстве вы играете. Т.е., чем мощнее машина, которую вы арендуете онлайн, тем дороже будет игра.
Ну и, конечно, кроссплатформенность — это особое преимущество. Если вы используете, например Мак, вы спокойно сможете поиграть на нем в любую игру. Еще одним важным плюсом является возможность играть на различных устройствах без потери прогресса. Пользователи могут продолжить игру с того места, где остановились, просто войдя в свой аккаунт на новом устройстве.
Сервисы облачного гейминга также поддерживают различные типы контроллеров. Пользователи могут выбирать наиболее удобный для себя способ управления: тачскрин для мобильных устройств, контроллер консоли или клавиатура и мышь для ПК.
Кроме того, облачный гейминг освобождает игроков от необходимости тратить время и деньги на покупку и скачивание игр. Все игры хранятся на серверах, что устраняет проблемы, связанные с нехваткой места для хранения на устройстве, особенно это актуально для мобильных телефонов с ограниченной памятью.
Облачный гейминг также идеально подходит для многопользовательских игр. Ваши друзья могут легко присоединиться к одному и тому же сервису. В некоторых случаях это может быть даже более удобно, чем использование бесплатных мультиплеерных игр, поскольку все игроки получают доступ к одинаковым условиям и возможностям.
Кроме того, облачные игровые сервисы автоматически обновляют игры и добавляют новые дополнения.
А подписка на облачный сервис позволяет пробовать множество новых игр без дополнительных затрат.
Недостатки облачного гейминга
Некоторые пользователи предпочитают скачивать и устанавливать игры на свои устройства, чувствуя себя так более уверенно, зная, что игра физически находится на их компьютере или консоли. Это позволяет им играть в любой момент времени без зависимости от наличия интернет-соединения.
Высокие требования к скорости и стабильности интернет-соединения являются еще одним значительным минусом облачного гейминга. Если соединение нестабильное или недостаточно быстрое, вы столкнетесь задержками, разрывами соединения и ухудшением качества изображения. Даже при наличии высокоскоростного интернета могут возникать временные неполадки и задержки в обработке данных, что может сильно раздражать игрока.
Также, стоит учитывать, что даже при отличной скорости интернета, облачный гейминг может уступать по скорости отклика играм, запущенным на мощных локальных ПК. В киберспорте, где миллисекунды решают все, это может быть проблемой. Поэтому профессиональные геймеры, для которых важна максимальная скорость и минимальная задержка, предпочитают использовать собственные ПК.
Облачный гейминг бесплатно — возможно ли это
Многие облачные сервисы предлагают бесплатные пробные периоды, которые позволяют новым пользователям оценить функциональность платформы без финансовых вложений. Однако по истечении этого периода, для продолжения использования сервиса, потребуется оформить подписку. Также стоит отметить, что даже в рамках бесплатного периода, пользователю, скорее всего, придется покупать сами игры, если они не входят в библиотеку сервиса.
Существуют сервисы, которые предоставляют доступ к своей библиотеке игр, однако эти библиотеки часто включают в себя преимущественно онлайн-игры, а их список может быть довольно ограниченным. Таким образом, для полноценного использования большинства возможностей облачного гейминга, пользователям приходится оплачивать подписку.
Монетизация же облачных игровых сервисов разнообразна. Некоторые сервисы требуют оплаты за каждую отдельную игру, что может быть неудобным для пользователей, предпочитающих разнообразие. Другие предлагают фиксированную плату за подписку, которая дает доступ к большой библиотеке игр. Подписочные модели также различаются по частоте платежей: некоторые требуют ежемесячных взносов, другие предлагают годовые подписки, что может быть более экономичным вариантом для постоянных пользователей, а кто-то берет деньги за каждый час игры: т.е. вы платите только за время проведенное в игре.
Кому подходит облачный гейминг?
Для многих игроков это может стать отличным решением, но важно взвесить все за и против перед оформлением подписки. Хотя годовая стоимость подписки на облачный гейминг составляет 20 000-40 000 рублей, что может быть даже выше, чем затраты на покупку нового игрового компьютера в долгосрочной перспективе, облачный гейминг предлагает значительные преимущества для определенных категорий пользователей.
Для тех, кто не является профессиональным геймером и не проводит за игрой много часов в день, облачный гейминг предоставляет удобный и экономичный способ доступа к новым играм без необходимости инвестировать в дорогое оборудование. Это особенно актуально для пользователей, которые хотят играть на мобильных устройствах.
Что ждать в будущем
Будущее облачного гейминга в России и в мире выглядит многообещающим. С быстрым развитием цифровых технологий можно предположить, что облачный гейминг выйдет на новый уровень. Учитывая стремительно растущую популярность видеоигр, можно ожидать, что новые игры будут регулярно появляться на облачных сервисах потоковой передачи, включая облачный гейминг на Android.
Вероятным шагом в эволюции облачного гейминга станет появление новых компаний, специализирующихся на предоставлении облачных игровых сервисов. Это приведет к увеличению разнообразия на рынке, где специализированные продукты будут создаваться для удовлетворения потребностей различных типов игроков. В условиях растущей конкуренции заядлые геймеры могут рассчитывать на улучшение технической стороны облачных игр, что приведет к снижению задержек и сбоев, а также к уменьшению стоимости подписки.
С ростом конкуренции возможно появление бесплатных сервисов для облачного гейминга. Это открывает перспективы для широкой аудитории, позволяя запускать игры на различных устройствах, включая Mac, без необходимости покупки и установки игр. Кроме того, некоторые игры могут выпускаться исключительно в облаке, что изменит привычные подходы к геймдизайну и распространению видеоигр.